Эссе
"Я - учитель"
"Я - учитель"
Всему, что
необходимо знать, научить нельзя,
учитель может
сделать только одно – указать дорогу.
Р. Олдингтон
Ученик – это не
сосуд, который надо наполнить,
а факел, который
надо зажечь.
Плутарх
Помните
былину об Илье Муромце, который стоял на распутье? Выбрав самый сложный путь,
он проходит самые трудные испытания. Вот так и учитель. Прежде, чем научить
чему-нибудь ученика, учитель должен сам пройти ступени испытаний, определяя
верный выбор жизненного пути и находя безошибочные решения. Для ученика учитель
– это и строитель, и скульптор, и художник. Строитель, потому что помогает
выстроить дорогу жизни через ухабы, дебри, разлившиеся бурные реки,
непроходимые горы. Как скульптор, учитель ваяет из ученика личность, и
неправильно, неточно отсеченный или нарощенный кусок может повлиять на
формирование качеств характера. В образе художника учитель предстает ученику,
показывая красоту мира, какие краски следует выбрать для создания прекрасных
полотен из жизненных эпизодов, какие кисти для этого подойдут – мягкие или
жесткие. Чего больше в учителе, определить трудно. Поэтому в жизни всегда
каждый находится в состоянии выбора.
Когда-то
я тоже стояла на распутье, выбирая свою дорогу. К счастью, на моем жизненном
пути встретились такие люди, которые не предлагали мне готовых решений. Хочу
сказать им такие слова, как СПАСИБО и БЛАГОДАРЮ. «Спасибо» - хочется сказать
моим родителям. Они всегда меня поддерживали, соглашаясь с моим выбором, давая
мне возможность самоопределяться. Они были моими первыми учителями, смогли
воспитать во мне необходимые для дальнейшей жизни качества характера, как
трудолюбие и целеустремленность. Благодарю моих школьных учителей - Галину
Алексеевну Захарову и Раису Павловну Зарянову. Для меня они навсегда останутся эталоном
высокого педагогического мастерства.
Галина
Алексеевна Захарова в начальных классах преподавала историю. Для меня ее уроки
ассоциировались с образом Данко. Она сумела зажечь во мне искру любви к
профессии учителя. Любовь,
которую она дарила нам, детям, я смогла сохранить и в своей работе, передавая
ее своим ученикам. А с каким наслаждением мы слушали ее рассказы о
древних временах! Галина Алексеевна умела на уроках создавать такие условия,
когда нам хотелось не просто рассказывать заученный дома материал, но и
высказывать свои предположения на то или иное событие в истории. Она с нами
общалась, учила мыслить, говорить,
видела в нас не просто детей, а личности, способные на поиск нужного слова, фразы.
На
уроках Раисы Павловны Заряновой мы постигали азы русского языка и литературы.
Учитель привила нам любовь к слову, умение вдумываться в текст, научила
видеть в
произведениях самое главное, рассуждать о проблемах, поднятых в произведении,
анализировать
поступки героев, композицию произведения, а самое главное – мыслить, иметь свое
суждение, мнение по любому вопросу. Она использовала такие
методы и приемы, благодаря которым мы не уставали на уроках, до конца сохраняя
интерес к преподаваемому предмету. Уроки
развития речи она превращала в создание художественного полотна или поэтический
концерт. Мы могли часами после уроков обсуждать прочитанные вне программы
произведения. Спорили, не соглашаясь друг с другом, задавали каверзные вопросы,
пытаясь подловить друг друга на знании текста, высказывали свое мнение,
отличное от того, что было прописано в школьном учебнике. Героиня фильма
«Доживем до понедельника» произнесла очень важную фразу: «Счастье – это когда
тебя понимают». И мы были счастливы, потому что учитель понимал нас, уважал
наше мнение, умел направить наши еще не оформившиеся мысли в правильном
направлении. Это воспитывало в нас самостоятельность суждений, умение
обосновывать свою точку зрения, выбирать правильную позицию.
В своих учениках я тоже стараюсь воспитывать
умение самостоятельно мыслить и высказывать свою точку зрения. Поэтому в качестве
правильности своей позиции хочется привести слова И. Канта: «Не мыслям надобно
учить, а мыслить». Литература учит мыслить, чувствовать, воспитывает душу, помогает
познавать самого себя, обладает особой силой
воспитания в человеке человеческого, обогащает нас совершенно особыми знаниями
– знаниями о людях, об их внутреннем мире. Ни один другой предмет не
обладает такой удивительной способностью, как влиять на умы и сознание других
людей, раскрывать красоту человеческой души, формировать в сознании ребенка
морально-нравственные понятия, умение сопереживать, мечтать, задуматься о своем
поведении и отношении к миру.
Беседуя
на уроках литературы «по душам», обучающийся осознает свою взрослость, начинает
верить в свои силы. Размышляя над образами героев, ученик проникается
доброму, светлому, нравственному. Сознание ребенка отличается от сознания
взрослого чувствительностью, открытостью, восприимчивостью. Ребенок как губка
впитывает в себя все, что ему говорят, показывают. У слова великая сила,
переплетаясь друг с другом, слова образуют текст. Тексты
окружают современного человека повсюду – ответы на уроке, сочинение, реклама,
SMS-сообщение. Умение понимать и создавать текст формируется на уроках русского
языка и литературы.
Современная жизнь
требует от ученика свободного владения языком. Формирование умения связно излагать
свои мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное,
логично и тактично высказывать мнение на проблему и быть убедительным в
обсуждении развивает мыслительную деятельность обучающегося. Работа с текстом способствует
формированию умений и навыков речевого общения, воспитывают интеллектуально и творчески развитую личность,
обладающую коммуникативными способностями. Задача учителя - создавать на
каждом уроке ситуации речевого общения, совместной творческой деятельности. Именно
родной язык, в данном случае, является основой формирования и развития мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков
самостоятельной учебной деятельности. «Высокая
культура разговорной и письменной речи, — указывал В. В. Виноградов, — хорошее
знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными
средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное
подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной
жизни и творческой деятельности». К сожалению, в современном обществе речевая
культура находится на низком уровне: примитивизм рекламных текстов, не всегда
грамотная речь телеведущих, использование жаргонов, сленговых слов и выражений,
иногда переход слов из словаря арго в активный лексический словарь, повсюду
слышатся нарушения литературных норм. Поэтому работа с текстом на уроках русского языка, я считаю, является
одним из условий улучшения качества речи, развития творческого потенциала
обучающихся, пополнения их словарного запаса.
Физиолог
И.П. Павлов сказал: «Слово сделало нас людьми». Ученый очень точно
сформулировал свое отношение к миру. Только словом можно постигнуть истину,
научить понимать, слушать и слышать другого, договориться, достичь цель. Изучая
и познавая слова, их красоту и тайну, человек открывает для себя все стороны
жизни, для того чтобы мог развивать свои способности и интересы. Это помогает
уверенно идти по жизненной дороге. Учитель только проводник в этой дороге и
огромное счастье знать, что ты помогаешь детям найти свой путь и пройти его. В
современном мире это необходимо. Век Интернета диктует свои законы. Но тем и
отличается человек от животного, что умеет мыслить.
Каждый
ребенок индивидуален. Учителю необходимо найти эти крупинки индивидуальности,
помочь их наполнить содержанием, развить. В этом большую помощь оказывает игра.
Играя, дети учатся друг у друга, испытывая потребность в общении. Как актеры,
они разыгрывают разные ситуации и раскрываются совершенно с иной стороны, часто
неожиданной. На уроке он молчаливый, слова ни вытянешь, застенчивый, а в
игровой ситуации – словоохотливый, подвижный, раскрепощенный. Учителю
необходимо в этот момент приободрить, вселить в ученика уверенность, заставить
его испытывать не только те или иные эмоции вместе с героями литературных
произведений, но и размышлять над тем, какие чувства испытывают эти герои. Направлять
и увлекать словом, проявлять эту способность. Мотивировать его к саморазвитию.
Я
искренне убеждена, что процесс познания мира должен быть совместным. Лишь при
тесном духовном общении, доверии и уважении друг к другу можно добиться
результата. И перед нами уже не просто ученик, а грамотная развитая личность, владеющая навыками устной и письменной речи, удовлетворенная своим положением в школе, обществе, знающая себя,
свои возможности, умеющая применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях, востребованных на
рынке труда, способная
к самореализации в жизни.
А самое прекрасное в педагогической
деятельности учителя – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге
после того, как вы показали ему путь.
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий