ИЗУЧАЙТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ! "СЛОВО СДЕЛАЛО НАС ЛЮДЬМИ" (И.П.Павлов) Берегите чистоту языка, как святыню!Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас". (И. С. Тургенев) «Не мыслям надо учить, а мыслить» (И.Кант)

17 января 2016 г.


Эссе
"Я - учитель"



Всему, что необходимо знать, научить нельзя,
учитель может сделать только одно – указать дорогу.
Р. Олдингтон
Ученик – это не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который надо зажечь.
Плутарх

Помните былину об Илье Муромце, который стоял на распутье? Выбрав самый сложный путь, он проходит самые трудные испытания. Вот так и учитель. Прежде, чем научить чему-нибудь ученика, учитель должен сам пройти ступени испытаний, определяя верный выбор жизненного пути и находя безошибочные решения. Для ученика учитель – это и строитель, и скульптор, и художник. Строитель, потому что помогает выстроить дорогу жизни через ухабы, дебри, разлившиеся бурные реки, непроходимые горы. Как скульптор, учитель ваяет из ученика личность, и неправильно, неточно отсеченный или нарощенный кусок может повлиять на формирование качеств характера. В образе художника учитель предстает ученику, показывая красоту мира, какие краски следует выбрать для создания прекрасных полотен из жизненных эпизодов, какие кисти для этого подойдут – мягкие или жесткие. Чего больше в учителе, определить трудно. Поэтому в жизни всегда каждый находится в состоянии выбора.
Когда-то я тоже стояла на распутье, выбирая свою дорогу. К счастью, на моем жизненном пути встретились такие люди, которые не предлагали мне готовых решений. Хочу сказать им такие слова, как СПАСИБО и БЛАГОДАРЮ. «Спасибо» - хочется сказать моим родителям. Они всегда меня поддерживали, соглашаясь с моим выбором, давая мне возможность самоопределяться. Они были моими первыми учителями, смогли воспитать во мне необходимые для дальнейшей жизни качества характера, как трудолюбие и целеустремленность. Благодарю моих школьных учителей - Галину Алексеевну Захарову и Раису Павловну Зарянову. Для меня они навсегда останутся эталоном высокого педагогического мастерства.
Галина Алексеевна Захарова в начальных классах преподавала историю. Для меня ее уроки ассоциировались с образом Данко. Она сумела зажечь во мне искру любви к профессии учителя. Любовь, которую она дарила нам, детям, я смогла сохранить и в своей работе, передавая ее своим ученикам. А с каким наслаждением мы слушали ее рассказы о древних временах! Галина Алексеевна умела на уроках создавать такие условия, когда нам хотелось не просто рассказывать заученный дома материал, но и высказывать свои предположения на то или иное событие в истории. Она с нами общалась, учила мыслить, говорить, видела в нас не просто детей, а личности, способные на поиск нужного слова, фразы.
На уроках Раисы Павловны Заряновой мы постигали азы русского языка и литературы. Учитель привила нам любовь к слову, умение вдумываться в текст, научила видеть в произведениях самое главное, рассуждать о проблемах, поднятых в произведении, анализировать поступки героев, композицию произведения, а самое главное – мыслить, иметь свое суждение, мнение по любому вопросу. Она использовала такие методы и приемы, благодаря которым мы не уставали на уроках, до конца сохраняя интерес к преподаваемому предмету.  Уроки развития речи она превращала в создание художественного полотна или поэтический концерт. Мы могли часами после уроков обсуждать прочитанные вне программы произведения. Спорили, не соглашаясь друг с другом, задавали каверзные вопросы, пытаясь подловить друг друга на знании текста, высказывали свое мнение, отличное от того, что было прописано в школьном учебнике. Героиня фильма «Доживем до понедельника» произнесла очень важную фразу: «Счастье – это когда тебя понимают». И мы были счастливы, потому что учитель понимал нас, уважал наше мнение, умел направить наши еще не оформившиеся мысли в правильном направлении. Это воспитывало в нас самостоятельность суждений, умение обосновывать свою точку зрения, выбирать правильную позицию.
В своих учениках я тоже стараюсь воспитывать умение самостоятельно мыслить и высказывать свою точку зрения. Поэтому в качестве правильности своей позиции хочется привести слова И. Канта: «Не мыслям надобно учить, а мыслить». Литература учит мыслить, чувствовать, воспитывает душу, помогает познавать самого себя, обладает особой силой воспитания в человеке человеческого, обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Ни один другой предмет не обладает такой удивительной способностью, как влиять на умы и сознание других людей, раскрывать красоту человеческой души, формировать в сознании ребенка морально-нравственные понятия, умение сопереживать, мечтать, задуматься о своем поведении и отношении к миру.
Беседуя на уроках литературы «по душам», обучающийся осознает свою взрослость, начинает верить в свои силы. Размышляя над образами героев, ученик проникается доброму, светлому, нравственному. Сознание ребенка отличается от сознания взрослого чувствительностью, открытостью, восприимчивостью. Ребенок как губка впитывает в себя все, что ему говорят, показывают. У слова великая сила, переплетаясь друг с другом, слова образуют текст. Тексты окружают современного человека повсюду – ответы на уроке, сочинение, реклама, SMS-сообщение. Умение понимать и создавать текст формируется на уроках русского языка и литературы.
            Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком. Формирование умения связно излагать свои мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, логично и тактично высказывать мнение на проблему и быть убедительным в обсуждении развивает мыслительную деятельность обучающегося. Работа с текстом способствует формированию умений и навыков речевого общения, воспитывают интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными способностями. Задача учителя - создавать на каждом уроке ситуации речевого общения, совместной творческой деятельности. Именно родной язык, в данном случае, является основой формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной учебной деятельности.  «Высокая культура разговорной и письменной речи, — указывал В. В. Виноградов, — хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности». К сожалению, в современном обществе речевая культура находится на низком уровне: примитивизм рекламных текстов, не всегда грамотная речь телеведущих, использование жаргонов, сленговых слов и выражений, иногда переход слов из словаря арго в активный лексический словарь, повсюду слышатся нарушения литературных норм. Поэтому работа с текстом на уроках русского языка, я считаю, является одним из условий улучшения качества речи, развития творческого потенциала обучающихся, пополнения их словарного запаса.
Физиолог И.П. Павлов сказал: «Слово сделало нас людьми». Ученый очень точно сформулировал свое отношение к миру. Только словом можно постигнуть истину, научить понимать, слушать и слышать другого, договориться, достичь цель. Изучая и познавая слова, их красоту и тайну, человек открывает для себя все стороны жизни, для того чтобы мог развивать свои способности и интересы. Это помогает уверенно идти по жизненной дороге. Учитель только проводник в этой дороге и огромное счастье знать, что ты помогаешь детям найти свой путь и пройти его. В современном мире это необходимо. Век Интернета диктует свои законы. Но тем и отличается человек от животного, что умеет мыслить.
Каждый ребенок индивидуален. Учителю необходимо найти эти крупинки индивидуальности, помочь их наполнить содержанием, развить. В этом большую помощь оказывает игра. Играя, дети учатся друг у друга, испытывая потребность в общении. Как актеры, они разыгрывают разные ситуации и раскрываются совершенно с иной стороны, часто неожиданной. На уроке он молчаливый, слова ни вытянешь, застенчивый, а в игровой ситуации – словоохотливый, подвижный, раскрепощенный. Учителю необходимо в этот момент приободрить, вселить в ученика уверенность, заставить его испытывать не только те или иные эмоции вместе с героями литературных произведений, но и размышлять над тем, какие чувства испытывают эти герои. Направлять и увлекать словом, проявлять эту способность. Мотивировать его к саморазвитию.
Я искренне убеждена, что процесс познания мира должен быть совместным. Лишь при тесном духовном общении, доверии и уважении друг к другу можно добиться результата. И перед нами уже не просто ученик, а грамотная развитая личность, владеющая навыками устной и письменной речи, удовлетворенная своим положением в школе, обществе, знающая себя, свои возможности, умеющая применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях, востребованных на рынке труда, способная к самореализации в жизни.
А самое прекрасное в педагогической деятельности учителя – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.





.


Комментариев нет:

Отправить комментарий