ИЗУЧАЙТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И РУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ! "СЛОВО СДЕЛАЛО НАС ЛЮДЬМИ" (И.П.Павлов) Берегите чистоту языка, как святыню!Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас". (И. С. Тургенев) «Не мыслям надо учить, а мыслить» (И.Кант)

Об авторе




Разрешите представиться, Наталья Петровна Самбирская, родилась, выросла и в настоящее время проживаю в России.
Появилась на свет в Кемеровской области-Кузбассе, где добывают  уголь открытым способом. Сейчас проживаю в маленьком уютном сельском поселении Каркатеевы Нефтеюганского района Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, в регионе, где  нефть, газ и лес - основные природные богатства. 
В 1971 году мои родители решили переехать в этот затерянный среди лесов и болот край. Отец построил дом на берегу  реки. К зданию вела только одна дорога, больше похожая на партизанскую тропу.  В нашем доме жили две семьи: наша и семья дяди с двумя сыновьями. Ребята стали моими первыми учениками. Очень нравилось рассаживать их за импровизированные парты  (стулья) и что-то объяснять, показывая указкой на какой-нибудь предмет или строчку в книге. В наших детских играх я всегда была учителем: принципиальным, заботливым, умеющим вовремя вытереть слезы (братья часто не хотели играть в школу, и мне приходилось иногда уступать им, а иногда..). 

Детский сад я не посещала, так как в это время с нами проживала наша бабушка (папина мама Ирина Денисовна Шлаева). Но время, проведенное с бабушкой оставили в моей памяти самые приятные воспоминания: чаепитие, сказки перед сном, милые колыбельные песни, походы в лес за ягодами и грибами, вкусные пирожки. 
 Наступило время, и я пошла в 1 класс Каркатеевской начальной школы.  К сожалению, время стерло из памяти имя первой моей учительницы, но я хорошо помню ее образ - светлые короткие волосы, задорный молодой голос и приятная внешность. Она недолго работала в нашей школе. И я  со временем поняла почему. Молодость брала свое: хотелось чего-то большого, новых впечатлений, знакомств, общения, посещения театров, музеев.  Наш поселок в то время не мог ответить таким запросам. Ходили в резиновых сапогах, платья надевали только по праздникам, из развлечений только просмотр художественных фильмов, но каждый вечер.

По окончании начальной школы я, как и старшие мои сестры, должна была продолжить обучение в школе-интернат г. Нефтеюганске (там обучались многие дети района, тогда это называлось с "трассы"). Мне и моим сверстникам повезло! В нашем поселке открыли восьмилетнюю школу. Директором стала Людмила Михайловна Бадалян. Она была добрым, внимательным, отзывчивым директором. А еще Людмила Михайловна вела у нас уроки географии. К занятиям мы всегда готовились тщательно, боялись что-то не сделать. Но Людмила Михайловна никогда не ставила нам двоек, никогда не повышала голос, если мы в чем-то были неправы или провинились, она всегда находила нужные слова. Спокойный, доброжелательный тон, тактичное поведение в отношении учеников приветствовалось нами. Мы уважали своего директора. Мне нравилось учиться, участвовать в школьных мероприятиях, заниматься спортом. С приходом в школу Юрия Петровича Усатого в школе закипела спортивная жизнь. По вечерам занятия в секциях волейбола, баскетбола, выезды на соревнования, зимой - лыжи. 
В советское время каждый учащийся в школе должен был вступить в пионерскую, а затем в комсомольскую организации. Нравилось быть в начальных классах октябренком, став старше, пионеркой, комсомолкой. До сих пор помню, как принимали в пионеры и комсомол. Было очень торжественно организовано мероприятие приема в пионеры. Момент повязывания галстука был самым кульминационным: в горле пересохло, тело и голос во время зачитывания клятвы дрожит, ладони мокрые. А в комсомол нас принимали в Нефтеюганске. За особые заслуги! Нас было  человек 7-10 из двух классов. Маленькую красную брошюру мы заучивали до дыр, испытывали друг друга, задавая вопросы по истории комсомольской организации, про количество полученных орденов, даты съездов. Боялись, что не примут. Комсомольцами стали все. 
Я рано повзрослела: родители постоянно на работе, сестры далеко. Книга и поселковая библиотека стали главными моими друзьями. Я умела так вживаться в образы полюбившихся героев, что мне ничего не стоило представить себя отважным Чингачгуком ("Последний из могикан" Д. Ф. Купер), нежной Золушкой, инженером Гариным ("Гиперболоид инженера Гарина" А. Н. Толстой), руководителем колонии ("Педагогическая поэма" А. С. Макаренко), Гулей Королевой "Четвертая высота" Е. Я. Ильина).  В сельской библиотеке случайно в руки попала книга Г. А. Медынского "Честь". Одно название о многом говорило. Я ведь была комсомолкой! Прочитав произведение, я "заболела" педагогикой. А в скором времени на экраны страны вышел фильм Д. Асановой "Пацаны". Он взорвал мое сознание! И это стало итогом того, что свой выбор я сделала правильно. Уже тогда я решила, что буду учителем, буду перевоспитывать оступившихся по разным причинам подростков. Познакомившись с произведением "Юность" Л. Н. Толстого, я определила для себя жизненные правила, где записала, какие мне нужно воспитывать качества характера, чтобы достичь намеченной цели. Приходилось работать над волевыми качествами, самостоятельностью, ответственностью, сдержанностью. Возможно, поэтому  в своей родной школе меня выбирали и председателем совета дружины, и комсоргом школы. Интересная была жизнь, веселая! Ходили в походы, играли в "Зарницу", организовывали различные сборы, ставили спектакли, посещали кружки. Помню, у меня не было дня, чтобы я не посещала клуб "Магистральный" (он так тогда назывался). Цирковой, танцевальный, фото - это только малая часть выбранных мною кружков. В классе 7-8 из-за отсутствия хореографа сами ставили танцы, выступали перед жителями поселка и района. Спорт тоже стал неотъемлемой частью моей жизни - баскетбол, волейбол, многоборье, лыжные гонки. Выезжали на районные соревнования.
А еще я любила шить себе наряды. На уроках трудового обучения научилась шить юбку. Мама (Валентина Алексеевна Шлаева) обратила внимание, что мне это понравилось, стала всячески поощрять мое увлечение. Покупала отрезы (недорогие), просила что-то подшить на швейной машинке. Бабушка подключилась, стала просить меня что-нибудь сшить. Со временем я стала покупать журналы мод и шить по выкройкам. В магазинах что-то модное было тяжело купить, поэтому мое увлечение мне помогало всегда оставаться модной.
Когда я окончила основную общую школу, мне пришлось бы уехать из поселка, так как восемь классов не были моим пределом в школьном обучении. Отец (Петр Федотович Шлаев) мечтал , чтобы мы все (нас четверо детей в семье) получили высшее образование. Поэтому родители решили, что я вернусь в Кемеровскую область и у бабушки продолжу обучение. Но я оказалась везунчиком. В поселке построили новое здание средней школы. Пришлось остаться  с родителями. С одной стороны, я сожалением об этом думала. Мечтала, что наконец-то уеду в большой город, буду самостоятельно жить. С другой стороны, лишние два года, проведенные с родителями и одноклассниками, тоже неплохой вариант. 
Обучаясь в 10 классе, я решила, что буду поступать в Томский государственный педагогический институт. Поэтому, оплатив обучение на подготовительных курсах, я была уверена в своем поступлении. Но судьба распорядилась по-своему. При поступлении оказалось, что предпочтение отдается выпускникам Томской области. И моих 13 баллов (две четверки и пятерка) оказалось мало, ведь я была иногородняя. Томичи из сельской местности поступали с девятью баллами. Правильно говорят: "Где родился, там и пригодился". Но я не разочаровалась, хотя и пришлось поплакать, опять вернуться в поселок. Но что делать? 
Однако отдыхать долго не пришлось. Классный руководитель Петр Ильич Финкель сказал, что свободное времяпрепровождения делает из людей лентяев,а я не такая. Поэтому мне нужно учиться. Он предложил продолжить обучение в Тобольском культпросвет училище. Я с легкостью согласилась, тем более что к тому времени одна из моих старших сестер работала в библиотеке. Тобольск. Этот город сразу заставил в себя влюбиться: музеи, огромное количество старинных зданий, церквей, соборов, могучий и величественный Иртыш, увлекательные культурные программы.  По сравнению с поселком было куда пойти и что посмотреть. Красота!Училась недолго, в скором времени поняла, что профессия библиотекаря  не для меня. Хотя я очень люблю книги, чтение произведений в то время я бы не променяла на поход в кинотеатр или на свидание. Вернулась в поселок, в свою родную школу в качестве пионервожатой. В свободное от работы время занималась самоподготовкой к поступлению в педагогический институт г. Тобольска. Мечта звала вперед.
Обучение в институте давалось легко. Благодаря своим коммуникативным навыкам очень быстро нашла единомышленников, которые стали друзьями (с некоторыми поддерживаем отношения до сих пор). Студенческая жизнь - прекрасное время: знакомства, выезд "на картошку", общение, бессонный ночи перед экзаменами, первый педагогический опыт. В институте продолжала заниматься спортом. В составе баскетбольной команды института участвовала в городских соревнованиях. 
Прошли годы. Мой основной стаж  работы в школе составляет - 31 год, 28 педагогический. И я не разочаровалась в выбранной профессии. Каждый день, встречаясь с детьми, пытаюсь не только чему-то их научить, но и понять: что им нравится, о чем они думают, что хотят от жизни, к чему стремятся. В последнее время начинаю ловить себя на мысли, что очень многому научилась и учусь до сих пор у своих учеников. Каждый новый класс - это новый мир, который нужно познать.
Мои дети очень талантливые: пишут интересные сочинения, участвуют в олимпиадах по предметам, работают над проектами, и как следствие, становятся победителями многих конкурсов.
 В нашей школе под моим руководством издается газета "Школьные ведомости"(2014-2015 уч.год - №1,№2№3, Приложение "На крыльях вдохновения"
2015-2016 уч.год- №1№2 Дневник СМИшки (Приложение к №2), Буклет "Школьные ведомости"№4;

Комментариев нет:

Отправить комментарий