8 декабря 2013 г.

Гоголь Н.В. 6 класс

Биография

Николай Васильевич Гоголь

Портрет Н. В. Гоголя кисти неизвестного художника 
с оригинала Ф. И. Моллера (принадлежал С. Т. Аксакову)

Гоголь на Украине

С. М. Харламов. 1990 г.

О личности Н. В. Гоголя

О внешности писателя

Из воспоминаний С. Т. Аксакова1 «История моего знакомства с Гоголем»
Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать: следов не было прежнего, гладко выбритого и обстриженного (кроме хохла) франтика в модном фраке! Прекрасные белокурые волосы лежали у него почти по плечам; красивые усы, эспаньолка2 довершали перемену; все черты лица получили совсем другое значение; особенно в глазах, когда он говорил, выражались доброта, весёлость и любовь ко всем; когда же он молчал или задумывался, то сейчас изображалось в них серьёзное устремление к чему-то высокому. Сюртук вроде пальто заменил фрак, который Гоголь надевал только в совершенной крайности. Самая фигура Гоголя в сюртуке сделалась благообразнее. Шутки Гоголя, которых передать нет никакой возможности, были так оригинальны и забавны, что неудержимый смех одолевал всех, кто его слушал, сам же он всегда шутил, не улыбаясь.

Из воспоминаний Г. П. Данилевского3 «Знакомство с Гоголем»
Среднего роста, плотный и с совершенно здоровым цветом лица, он был одет в тёмно-коричневое длинное пальто и в тёмно-зелёный бархатный жилет, наглухо застёгнутый до шеи, у которой, поверх атласного черного галстука, виднелись белые, мягкие воротнички рубахи. Его длинные каштановые волосы прямыми космами спадали ниже ушей, слегка загибаясь над ними. Тонкие, тёмные, шелковые усики чуть прикрывали полные, красивые губы, под которыми была крохотная эспаньолка. Небольшие карие глаза глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь даже тогда, когда он говорил что-либо весёлое и смешное. Длинный, сухой нос придавал этому лицу и этим, сидевшим по его сторонам, осторожным глазам что-то птичье, наблюдавшее и вместе добродушно-горделивое. Так смотрят с кровель украинских хуторов, стоя на одной ноге, внимательно-задумчивые аисты.

О душевном складе и манере общаться писателя
Из воспоминаний П. В. Анненкова4 «Н.В. Гоголь в Риме летом 1841 г.»
Он был прост перед своим кругом, добродушен, весел, хотя и сохранял тонкий, может быть невольный, оттенок чувства превосходства и своего значения. <…> Никогда… не покидала его лица постоянная, как бы приросшая к нему наблюдательность. <…>Зоркий глаз его постоянно следил за душевными и характеристическими явлениями в других: он хотел видеть даже и то, что легко мог предугадать. <…> Для Гоголя… ничего не пропадало даром. Он прислушивался к замечаниям, описаниям, анекдотам, наблюдениям своего круга и, случалось, пользовался ими. <…> Но… важнее всего этого была в Гоголе та мысль, которую он приносил с собой в это время повсюду. Мы говорим об энергическом понимании вреда, производимого пошлостью, ленью, потворством злу, с одной стороны, и грубым самодовольством, кичливостью и ничтожеством моральных оснований – с другой. <…> Он ненавидел пошлость откровенно …
<…> Поселившись рядом с Гоголем, в комнате, двери которой почти всегда были отворены, я связан был с Николаем Васильевичем только одним часом дня, когда занимался перепиской «Мёртвых душ». Остальное время мы жили розно и каждый по-своему. <…> между нами существовало молчаливое условие не давать чувствовать себя товарищу ни под каким видом. Гоголь вообще любил те отношения между людьми, где нет никаких связующих прав и обязательств, где от него ничего не требовали. Он тогда только и давал что-либо от себя. В Риме система эта, предоставив каждому полную свободу действий, поставила каждого в нравственную независимость, которою он всего более дорожил.

О том, как Гоголь работал
Из воспоминаний Н. В. Берга5 о Н.В.Гоголе
Гоголь рассказал при мне, как он обыкновенно пишет, какой способ писать считает лучшим.
«Сначала нужно набросать все как придется, хотя бы плохо, водянисто, но решительно все, и забыть об этой тетради. Потом через месяц, через два, иногда более (это скажется само собою) достать написанное и перечитать: вы увидите, что многое не так, много лишнего, а кое-чего и недостает. Сделайте поправки и заметки на полях – и снова забросьте тетрадь. При новом пересмотре её новые заметки на полях, и где не хватает места – взять отдельный клочок и приклеить сбоку. Когда всё будет таким образом исписано, возьмите и перепишите тетрадь собственноручно. Тут сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога. Между прежних вскочат слова, которые необходимо там должны быть, но которые почему-то никак не являются сразу. И опять положите тетрадку. Путешествуйте, развлекайтесь, не делайте ничего или хоть пишите другое. Придет час – вспомнится заброшенная тетрадь: возьмите, перечитайте, поправьте тем же способом и, когда она снова будет измарана, перепишите ее собственноручно. Вы заметите при этом, что вместе с крепчанием слога, с отделкой, очисткой фраз – как бы крепчает и ваша рука; буквы становятся твёрже и решительнее. Так надо делать, по-моему, восемь раз. <…>Конечно, следовать постоянно таким правилам нельзя, трудно. Я говорю об идеале. Иное пустишь и скорее. Человек всё-таки человек, а не машина».
   
1. С. Т. Аксаков (1791–1859) – известный русский писатель. Первое его знакомство с Гоголем состоялось в 1832 году. В приведенном фрагменте рассказывается о встрече с Гоголем в конце 1839 или самом начале 1840 года, когда Гоголь вернулся в Россию после длительного пребывания за границей (с 1836 года)
2. Эспаньолка – короткая остроконечная бородка
3. Г. П. Данилевский (1829–1890) – прозаик, переводчик, автор исторических романов
4. П. В. Анненков (1813–1887) – историк литературы, критик, автор мемуаров «Замечательное десятилетие. 1838–1848»
5. Н. В. Берг (1823–1884) – поэт, переводчик, журналист

Пасечник Рудый Панько

Пасечник Рудый Панько рассказывает 

«Пасечник Рудый Панько рассказывает»
в исполнении А. Папанова


В. Горяев. 1979 г.
Проверьте свои знания !

Тест по теме "Гоголь Н.В."